САЙТ ИГОРЯ ШЕВЕРДИНА
Категории раздела
Мои статьи [8]
Статьи пользователей [0]
Статьи пользователей сайта.
Интересные статьи [1]
Статьи, которые стоит почитать. Просто потому, что в них есть какая-то изюминка, или идея.
Наш опрос
Какие курсы повышения квалификации Вы бы прошли?
Всего ответов: 50
Друзья сайта

  • Официальный блог

  • Сообщество uCoz

  • FAQ по системе

  • Инструкции для uCoz


  • Статистика
    Пятница, 17.05.2024, 13:36
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Содержание и современные технологии повышения квалификации и профессиональной пе-реподготовки учителя сельской школы
    Необходимость совершенствования профессиональной подготовки учителей обусловлена эффективным применением информационно-коммуникационных технологий с использованием компьютерной техники, обеспечивающих переход от репродуктивной к активной парадигме в обучении школьников. Задача дополнительного педагогического образования видится в том, чтобы создать инфраструктуру поддержки информационной деятельности учителей, стимулировать их передовые инновации, организовать профессиональное сообщество учителей как «пространство» реализации их информационной культуры. Однако, имея большой багаж специализированных предметных знаний и знаний классических технологий обучения, владея основами современных технологий, начинающий учитель сталкивается со многими проблемами, затрудняющими ведение профессиональной деятельности. Деятельность же учителей, имеющих большой стаж педагогической работы (более 10 лет), осложняется процессами модернизации современного образования и обновлением его содержания.
    Первоочередной задачей в процессе повышения квалификации является не только профессиональная подготовка учителей в ходе курсовой подготовки, но и обеспечение условий для их профессионально-педагогического становления и развития. Преподаватель системы дополнительного педагогического образования должен быть готов к выполнению таких видов профессионально-педагогической деятельности как: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская работа; культурно-просветительская деятельность.
    Если разложить педагогическую деятельность учителя на компоненты, то представляется следующая структура:
     
    Несомненно, все виды профессиональной деятельности имеют особое значение в процессе становления учителя как личности. В процессе профессионально-педагогической подготовки в ВУЗе предлагается освоить большинство видов деятельности в ходе педагогической практики, которая рассматривается как условие формирования профессионализма – свойства личности будущего педагога[1]. Педагогическая практика является фундаментальным системообразующим элементом базовой подготовки будущих специалистов.
    Вместе с тем, у педагогической практики есть и недостатки, связанные с отсутствием возможности реализации требований образовательного стандарта, невозможностью формирования у студентов умений оценивать эффективность содержания и организации обучения, а также полноценность различных нововведений, авторских учебных программ, методических технологий по критерию сохранности и укрепления психического здоровья школьников (А.С. Чернышев).
    Для системы дополнительного педагогического образования, и в частности, системы повышения квалификации, связь теоретического обучения с непрерывной профессионально-педагогической деятельностью является одним из важнейших дидактических принципов, ориентированным на осознание слушателями педагогической деятельности, обеспечивающим процесс совершенствования общепедагогических, методических и организационно-управленческих умений, что, в конечном счете, приводит к развитию профессионально-педагогических потребностей и способностей.
    Так как педагогическая деятельность характеризуется незаданностью, вариативностью, иерархичностью и направлена на решение бесчисленного ряда профессиональных задач, то качество профессионально-педагогической подготовки будет выявляться именно при сложном, многостороннем, алгоритмизированном анализе, который возможен только в случае применения мониторингового исследования процесса повышения квалификации и переподготовки учителей. Основные технологические составляющие такого мониторинга: исходно-диагностический этап; перспективно-развивающий этап; экспертный этап.
    Указанная технология организации профессионального мониторинга может быть широко использована в любой системе профессиональной переподготовки специалиста с высшим образованием, так как имеет универсальные подходы и общие характеристики.
    Например, анализ реализации идеи предпрофильного и профильного образования показывает, что для сельских школ их введение проблематично по многим причинам. Выделим некоторые из них:
    слабая подготовка учителей сельских школ к разработке и ведению элективных курсов;
    отсутствие литературы не только для разработки своих элективных курсов, но и тех, программы которых утверждены;
    естественные трудности с посещением занятий и обеспечением учащихся педагогическими средствами для самостоятельной работы;
    затруднения в выборе и реализации исследовательских заданий учащимися сельских школ;
    ограниченность выбора профиля обучения непосредственно в своей школе.
    Этими причинами определяется актуальность использования новых информационно-коммуникационных технологий в подготовке учителей к разработке элективных курсов и реализации предпрофильного обучения. При организации курсов повышения квалификации и переподготовки следует решить ряд задач, ориентированных на учителей сельских школ, тем более, что современная сельская школа имеет выход в глобальную компьютерную сеть Internet. Вот некоторые из задач:
    1. Провести анализ возможностей учителей сельских школ по разработке элективных курсов (Какие курсы учителя могут разрабатывать? В чем испытывают затруднения?).
    2. Обосновать программы курсов повышения квалификации учителей сельских школ на дистанционной основе.
    3. Обеспечить совмещение подготовки учителей к разработке элективных курсов с одновременным изучением педагогических технологий модульного и личностно-ориентированного обучения.
    4. Выявить и реализовать преимущества информационных технологий в работе с учителями сельских школ.
    5. Разработать технологии экспертизы педагогических средств, подготовленных учителями.
    6. Выбрать направления возможного сотрудничества с учителями и составить план его реализации.
    Анализ результатов  диагностики интересов учителя, педагогического опыта, особенностей школы, в которой он работает, на основе изучения тех материалов, которые подготовил учитель в процессе выполнения задания курсов повышения квалификации показывает, что учителя могут быть подготовлены к разработке трех видов элективных курсов: а) разработка элективного курса на основе факультативного; б) подготовка элективного курса на основе того материала, который изучался ранее, но теперь исключен из программы школы; в) разработка программы элективного курса на основе известных приложений предметной области в конкретной сфере деятельности человека.
    Вследствие определенных трудностей, есть необходимость проводить курсы повышения квалификации на дистанционной основе. Здесь возможны два варианта: курсы на основе специальной электронной системы и на основе специальной программы, имеющей учебно-методическую поддержку.  Информационно-коммуникационные технологии позволяют, используя соответствующие педагогические средства, не только выполнить совмещение, но и включить учителей в разработку проектов, которые актуальны для региона, провести экспертизу проектов.
    Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют совместить повышение квалификации педагогов сельских школ с обучением учащихся. Для эффективности такой работы, предварительно необходимо выяснить готовность учителей к использованию вычислительной техники, как с целью самообразования, так и в учебном процессе, и, при необходимости, повысить уровень компьютерной грамотности и информационной культуры до оптимального. Эффективность формирования информационной культуры учителя будет определяться комплексом психолого-педагогических условий: самореализация учителя в профессиональной деятельности и профессиональной переподготовке как субъекта информационной культуры; интериоризация учителем информационной культуры в процессе информационно-учебной деятельности, основанной на информационном взаимодействии субъектов процесса обучения в системе дополнительного педагогического образования; инициирование «семиотизации» процессов профессиональной переподготовки и профессиональной деятельности учителя, следствием которой является образование многокомпонентного «информационного поля» как его информационного окружения для жизнеобеспечения в информационном обществе.
    В экспертной оценке программ элективных курсов могут принять участие, как руководитель курсов, так и все слушатели. На этом этапе рассматриваются вопросы системного подхода к анализу электронных учебных средств и определению направлений их использования в разных ситуациях.
    Для организации сотрудничества с учителями учитывается уровень профессиональной подготовки. Если учитель имеет высокий уровень профессиональной подготовки, то выбирается тема, которая учитывает опыт учителя, его результаты и позволяет создавать электронные средства, отвечающие интересам, как учителя, так и сотрудника института. Для следующего уровня, учитель выполняет работу по теме, в которой заинтересована школа и институт. В план совместных работ включается подготовка педагога к работе на компьютере и выполнение совместного проекта. В следующем уровне возможна групповая работа: группа учителей, работающих в школах разного типа и подготовленных использовать компьютеры в профессиональной деятельности, решают задачу, в которой заинтересован каждый. В этом случае все педагоги могут быть привлечены к выполнению специального проекта (например, подготовка специального электронного пособия по ЕГЭ).


    [1]Сластенин В.А. Формирование личности советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976. – С. 160

    Категория: Мои статьи | Добавил: isheverdin (17.11.2008)
    Просмотров: 3602 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright Isheverdin.ru © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz