САЙТ ИГОРЯ ШЕВЕРДИНА
Категории раздела
Мои статьи [8]
Статьи пользователей [0]
Статьи пользователей сайта.
Интересные статьи [1]
Статьи, которые стоит почитать. Просто потому, что в них есть какая-то изюминка, или идея.
Наш опрос
Какие курсы повышения квалификации Вы бы прошли?
Всего ответов: 50
Друзья сайта

  • Официальный блог

  • Сообщество uCoz

  • FAQ по системе

  • Инструкции для uCoz


  • Статистика
    Пятница, 17.05.2024, 14:30
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ

    ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ

     

    О подростках, склонных к бродяжничеству, говорят как о трудных. Практика показывает, что у подростков, склонных к бродяжничеству, беспризорности, желающих быть «предоставленными самими себе», рейтинг учителей очень низок. Круг интересов и общения подростка все больше выходит за пределы школы, делая ее малой частью его жизненного мира. Однако в современном обществе школа должна выступать центром воспитательной работы, «локомотивом» развития будущего гражданина. Для централизации школы в процессе воспитания и развития подростков необходимо шире использовать «педагогический потенциал», т.е. профессиональные знания и опыт педагогов, что невозможно без повышения авторитета учителя среди трудных подростков, да и в обществе в целом.

    С одной стороны, снижения авторитета учителя объясняется тем, что учителя часто бывают бестактными, унижают человеческое достоинство своих подопечных, не умеют разрешать конфликты и считают, что большинство трудных подростков – продукт неблагополучных семей.

    С другой стороны, отношения между педагогами и родителями «трудных» ребят зачастую такие напряженные, что невозможно объединить усилия для прекращения нравственной деформации подростков и налаживанию плодотворного сотрудничества между семьей и школой.

    Следовательно, работа по профилактике бродяжничества и беспризорности подростков должна проводиться и среди учителей, и среди их родителей.

    Учителя должны больше времени уделять вопросам, касающихся следующих направлений самосовершенствования:

    • создание доверительного психологического климата между педагогами и учениками;
    • достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса при решении стоящих перед ними задач;
    • актуализации мотивационной сферы личности трудного подростка;
    • развитие у учителя гуманистических установок.

    Вместе с тем, специальные лектории необходимо организовать и для родителей, куда включать вопросы о знании возрастных особенностей детей, психологические знания, вопросы педагогики, организации досуга и режима для трудных подростков.

    Особенно актуально это в связи с тем, что, подростки, находящиеся в «группе риска», самоутверждаются почти исключительно в сфере свободного времени. Для этой категории молодежи проблема организации их досуга имеет важное значение. Именно эта сфера является наиболее случайной, бессодержательной и наименее контролируемой взрослыми. Поэтому трудности в поведении и нравственном развитии являются следствием дефектов в системе взаимосвязей и отношений подростков с микросредой. Самый верный путь изменения досуга и свободного времени трудных подростков состоит в том, чтобы направить их активность в иное социально-полезное дело. Сегодня очень актуально звучит вопрос о трудовой терапии. Трудовая терапия должна не просто обеспечивать «режим занятости», а должна вести подростка к мысли, что он полезен, ценен, должна стимулировать активное начало человеческой личности, т.е. не должна выглядеть как наказание. В решении данных задач важное место занимает семья подростка. Семейная атмосфера рассматривается как объект воспитательно-профилактической работы.

    Можно выделить четыре вида «проблемных» семей, т.е. семей с потенциально трудными подростками, которых можно отнести к «группе риска»:

    • конфликтующая семья, где родители не ладят друг с другом;
    • аморальная семья, где супруги стали объектом общественного осуждения;
    • педагогически несостоятельная семья, где взаимоотношения выстроены между членами семьи верно, но способы воспитательного воздействия неправильны;
    • асоциальная семья, где отрицается право и мораль, где применяется физическое насилие.

    Также отсутствие родительской семьи как и семейное неблагополучие, почти всегда создают реальные сложности в формировании подростков. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику правонарушающего поведения несовершеннолетних. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь подростка. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе. Вообще, влияние семьи на подростка «группы риска» во многих случаях сильнее влияния школы. Это вытекает из ряда особенностей, характерных для семьи, в частности, ее малочисленность, которая облегчает возможность непосредственного эмоционального контакта и межличностного взаимодействия, кроме того, взаимоотношения членов семьи преимущественно постоянны и длительны. Подросток всегда воспринимает в родительской семье определенные образцы поведения. Однако, когда семья неполная, или является «проблемной», решать задачи воспитательного характера становится намного сложнее. Работа с трудными подростками должна быть направлена на преодоление в их поведении тех мотивов, которые связаны с проявлением склонности к бродяжничеству.

    Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов.

    Среди общих мер профилактики, направленных как на подростков «группы риска», можно выделить организацию здорового образа жизни. Как правило, здоровый образ жизни, начинается в семье. Именно в семейном кругу подростки набирают свой социальный и нравственный опыт, на основе которого затем формируются их взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения.

    Меры по педагогизации семейной среды должны включать: повышение педагогической культуры родителей; педагогическое руководство воспитанием в семье; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; организация административного, правового и общественного контроля за семьями, уклоняющимися от исполнения своих родительских обязанностей. Констатируя наличие у подростка отрицательных качеств, родители заявляют о своей беспомощности в их преодолении, об отсутствии знаний, опыта, времени, терпения. Родители часто не осознают причин негативных явлений, не способны анализировать возникающие ситуации.

    Общеизвестно, что проблема формирования подростка, его личности – это во многом проблема нахождения образцов для подражания. «С кого делать жизнь?» – Такой вопрос встает перед каждым подростком. И как он решается, очевидно, не безразлично для родителей, учителей.

    Как видим, запас средств, применяемых родителями, невелик. В этой связи необходимо побуждать родителей к самообразованию. В школах должно стать традицией проводить конференции отцов и матерей по обмену опытом воспитания. Это заставило бы родителей обращаться к источникам педагогической литературы, осмыслять факты и явления, думать о своих воспитательных функциях.

    Важно привлекать родителей к проведению воспитательных мероприятий, к работе кружков, клубов. Как известно, у подростков «группы риска» нарушена сфера общения. Они не умеют красиво общаться, порой не знают, куда себя деть. Для перевоспитания важное значение имеет разумная организация общения со взрослыми и другими подростками что помогает высвободить трудных учащихся из-под влияния уличных компаний.

    Одной из эффективных форм групповой работы с родителями является родительский семинар. На семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания. Главной «мишенью» формирования родительской культуры становится самосознание родителей, система некритично усвоенных стереотипов воспитания, а также реальные формы взаимоотношений со всеми членами семьи, которые нередко вносятся в общение с подростком и могут нарушать его. На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, в осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. Поэтому родительский семинар может состоять из нескольких приемов:

    1. Лекционные приемы.

    Социальный педагог сообщает родителям нужную им информацию, имеющую психолого-педагогическую направленность. Здесь необходим специальный подбор тем, применительно к вопросам, интересующим конкретную группу родителей. Среди наиболее актуальных тем можно выделить следующие: «Психологические особенности подростков», «Кризис развития», «Искусство хвалить и наказывать» и др. Самое главное, чтобы указанные темы излагались просто, образно, живо и убедительно. Крайне неуместно при этом оперировать научной терминологией, но вместе с тем ни в коем случае не следует прибегать к упрощениям и житейским понятиям.

    2. Групповая дискуссия.

    В родительском семинаре наиболее целесообразно использовать такие дискуссии, когда происходит обмен мнениями по темам лекций и дискуссии по теме анализа конкретных ситуаций и случаев, темы которых предлагают родители.

    Это могут быть такие темы: «Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов», «Роль родительских ожиданий. Как наши страхи становятся страхами детей?», «Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям», «Нравственные основы родительства», «Как сложилась бы наша жизнь, если б не было детей», «Наши конфликты с детьми». Цель дискуссии заключается в том, чтобы совместно вырабатывать оптимальный подход к той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

    3. Библиотерапия.

    Этот прием родительского семинара состоит в обсуждении содержания специально подобранных для семинара книг. В основном при этом используются научно-популярные книги, посвященные проблемам семейной жизни и семейного воспитания, такие как: В.А.Сухомлинский «Мудрость родительской любви», А.С.Макаренко «Книга для родителей», В.А.Еренков «Родителям о детях - здоровых и больных», Р.Байярд, Д.Байярд «Ваш беспокойный подросток», М.М.Везруких, С.П.Ефимова «Знаете ли Вы своего ребенка?», В.Клайн «Как подготовить ребенка к жизни», Ле Шан «Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума», И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова «Книга для трудных родителей» и многие другие.

    Помимо родительских семинаров, в формировании психолого-педагогической культуры родителей большое место принадлежит «руководству родительскими группами». В родительских группах широко используются игровые приемы: разыгрывается ситуация взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. В родительских группах также используются приемы психогимнастики и способы невербального взаимодействия. Эти приемы в родительской группе применяются не только как способы развития и оптимизации эмоциональных и перцептивных аспектов общения, но и как способы взаимодействия и межличностного восприятия своих детей.

    В заключении можно отметить, что именно школа дает наиболее реальную возможность реализовать первичную помощь родителям, оказать поддержку в сложных вопросах развития и обучения подростков, помочь родителям осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о психическом, физическом и нравственном здоровье подростка, развивать его личность (в плане интеллектуальном, эмоциональном, чувствительном). Одним словом, при планомерно организованном процессе, при твердой установке на его реализацию, работа с родителями в учебном учреждении позволяет осуществить формирование и совершенствование психолого-педагогической культуры родителей.

    Категория: Мои статьи | Добавил: isheverdin (03.07.2014) | Автор: Igor
    Просмотров: 1577 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright Isheverdin.ru © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz