САЙТ ИГОРЯ ШЕВЕРДИНА
Категории раздела
Мои статьи [8]
Статьи пользователей [0]
Статьи пользователей сайта.
Интересные статьи [1]
Статьи, которые стоит почитать. Просто потому, что в них есть какая-то изюминка, или идея.
Наш опрос
Какие курсы повышения квалификации Вы бы прошли?
Всего ответов: 50
Друзья сайта

  • Официальный блог

  • Сообщество uCoz

  • FAQ по системе

  • Инструкции для uCoz


  • Статистика
    Пятница, 17.05.2024, 10:14
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Роль информационных коммуникаций в модернизации системы повышения квалификации учителей Курской области

    Важнейшей составляющей системы образования в целом является педагогический персонал школ. Для развития профессионализма учителей системы общего образования и преподавателей учреждений среднего профессионального образования, а также руководителей образовательных учреждений этих уровней, они с первых дней работы должны быть включены в систему дополнительного педагогического образования.

    К настоящему моменту в системе повышения квалификации России появилась широкая сеть различных образовательных услуг. Осуществляется частичный переход на многоуровневую и вариативную систему повышения квалификации учителей, принятую во многих развитых странах. Принятие Федеральной программы развития образования до 2005 г., Национальной доктрины образования РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. свидетельствует о начале полномасштабной модернизации российского образования.

    Однако наблюдаются трудности и противоречия, тормозящие процесс развития системы повышения квалификации учителей. Самое существенное, на мой взгляд, это сокращение численности педагогических кадров при острой потребности общеобразовательных учреждений в высококвалифицированных учителях, способных осваивать новые педагогические технологии и проводить обучение на основе личностно-деятельностного подхода с использованием компьютерных и других электронных средств обучения.

    Улучшить ситуацию может создание мотивирующих стимулов является важным моментом в стратегии увеличения эффективности образовательного процесса. Действенными могут быть следующие стимулы: выдача сертификата, электронное письмо администрации школы, сообщение на форуме.

    Слушатели курсов повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования — это специалисты в возрасте периода активной профессиональной деятельности, поэтому систему повышения квалификации работников образовательных учреждений необходимо рассматривать в общем контексте андрагогики — науки об образовании взрослых.

    Рядом ученых обобщены исследования по проблеме образования взрослых и сформулированы исходные посылки обучения взрослых. К ним относятся следующие положения:

    - взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе его обучения;

    - взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности и самоуправлению;

    - взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;

    - взрослый обучающийся обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;

    - взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств;

    - учебная деятельность взрослого обучающегося детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают процесс обучения, либо способствуют ему;

    - процесс обучения взрослого организуется в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и коррекции.

    Важно отметить, что целью занятий в системе повышения квалификации является раскрытие и развитие профессионально-личностного потенциала учителя. Но для этого преподаватель-андрагог должен помочь слушателю увидеть путь его дальнейшего профессионального роста, сформировать индивидуальную профессионально-образовательную траекторию.

    В связи с этим на первый план выходит проблема совместного (андрагога с учителем) построения индивидуальной профессионально-образовательной траектории работника образовательного учреждения, способствующей его личностному и профессиональному росту, развитию образовательной активности.

    Общей чертой различных вариантов современных педагогических технологий является изменение роли учащегося. Он становится активным участником образовательного процесса — участником деловой игры, семинара, конференции, дискуссии и т.д. При таком подходе в обучении преподаватель и слушатель находятся в процессе активного взаимодействия. С учетом этого важным условием является выявление профессиональных ожиданий и запросов педагога к содержанию и организации процесса повышения квалификации. Выявлены наиболее значимые для работников образовательных учреждений направления:

    - обновление знаний по своему предмету, причем, чем выше квалификационная категория и больше педагогический стаж педагога, тем больше у него потребность в новых предметных знаниях;

    - изучение новых методик и технологий обучения. Низкая мотивация в изучении новых методик была выявлена у учителей, не имеющих квалификационной категории, и учителей со стажем работы более 30 лет;

    - организация работы с учениками. Для молодых специалистов это вызывает наибольшие затруднения;

    - получение информации о новой литературе по своему предмету;

    - повышение квалификационной категории;

    - получение навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Потребность в изучении ИКТ уменьшается по мере увеличения педагогического стажа.

    В профессиональной деятельности современного учителя важнейшим становится ИКТ-компетентность. ИКТ-компетентность учителя будем понимать, как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информатики и ИКТ, а именно:

    · осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения;

    ·  оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения (ЭИОН) и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения;

    · организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;

    · создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении;

    · осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.

    Большая часть процесса обучения, построенного на решении уникальных проблем обучаемого, основана на содействии ему в понимании и формулировании этих проблем. Таким образом, непременным условием полноценного повышения квалификации должна быть самостоятельная работа, нацеленная на решение конкретной профессиональной проблемы. Целью профессионального совершенствования должно стать более полное удовлетворение запросов личности в сфере профессиональной деятельности.

    На современном этапе развития профессионального образования во всем мире неотъемлемой частью процесса повышения квалификации становятся дистанционные технологии. Заметное повышение интереса к открытому и дистанционному обучению наблюдается в самых разных государствах. К настоящему времени разработано большое количество специализированных сайтов и образовательных порталов для системы образования, баз данных учебно-методического назначения. В этой связи особую важность приобретает вопрос массовой подготовки педагогов к использованию интернет-технологий.

    Эффективность разработки и внедрения новых форм повышения квалификации педагогических кадров напрямую зависит от степени привлечения к этому процессу образовательной общественности.

    Учителю нужно обеспечить профессиональное сопровождение его развития не эпизодическим повышением квалификации один раз в 5 лет, а постоянной - четко организованной, каждодневной методической поддержкой. Основная миссия учреждений системы повышения квалификации – обеспечение непрерывного процесса профессионального и личностного роста учителя.

    Региональные институты повышения квалификации, муниципальные методические службы через целевые курсы, стажировки, тренинги, мастер – классы, педагогические мастерские могут сегодня удовлетворять индивидуальные потребности педагогов в непрерывном повышении квалификации. Эту специфическую деятельность другие образовательные учреждения, предлагающие курсы повышения квалификации, в полном объеме не могут осуществлять.

    Таким образом, можно утверждать, что система повышения квалификации должна стать сегодня центром гуманитарного образования, центром распространения психологической, технологической, содержательной и социально-психологической подготовки, центром общения и межпрофессиональной коммуникации. А это может быть осуществлено только в том случае, если в процесс повышения квалификации и профессиональной подготовки будут широко внедряться информационно-коммуникационные технологии как основной механизм организации непрерывного профессионального образования.

    Категория: Мои статьи | Добавил: isheverdin (20.01.2010)
    Просмотров: 2139 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright Isheverdin.ru © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz