РАЗВИТИЕ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ ПОДГОТОВКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ К РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ БАЗАМИ, ДНЕВНИКАМИ, ЖУРНАЛАМИ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОРПУСА
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ компетентности обучающихся и формировании её на всех ступенях обучения. Основой ИКТ компетентности является ИКТ грамотность, под которой понимается использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность это уверенное владение обучающимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Организованный досуг обучающихся (например, создание на базе школы объединений, кружков, связанных с использованием ИКТ, а также проведение конкурсов и олимпиад) также в значительной степени позволяет повысить уровень их ИКТ-компетентности.
Теперь обратимся к влиянию на уровень компетентности обучающихся в сфере ИКТ образовательного статуса их семьи. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем компетентности ученика и уровнем образования его родителей - чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника .
Делаем вывод, что на формирование ИКТ-компетентности обучающихся влияет множество различных факторов, среди которых можно выделить наиболее значимые:
· образовательное учреждение;
· деятельность преподавателя информатики и ИКТ;
· социально-демографические факторы;
· различные аспекты учебной деятельности и досуга.
В то же время нельзя игнорировать и поселенческую специфику в уровне ИКТ-компетентности школьников. Школьники села в уровне своей ИКТ-компетентности заметно уступают городским, что обусловлено широким спектром причин: дефицит квалифицированных кадров, недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие развитой инфраструктуры. Деятельность педагога, является и остается одним из основных факторов, определяющим успешность обучающегося в той или иной предметной области. На современном этапе развития образования уровень ИКТ-компетентности обучающегося напрямую зависит от деятельности преподавателей информатики и ИКТ. Квалификация учителя влияет на уровень компетентности учеников: чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников. Но при обособленном преподавании предмета «Информатика и ИКТ» достижения желаемых целей в развитии ИКТ-компетентности обучающихся невозможно, даже при достижении высокого уровня ИКТ-грамотности. Учитель информатики и ИКТ, так или иначе, особенно в сельских школах, является консультантом, помощником в вопросе информатизации образования. Мнение о том, что, главное - это научить учителя пользоваться компьютером, а дальше все произойдет автоматически, является в корне не верным. Это подтверждается практикой. Главное в том, что использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным и эффективным в учебной и воспитательной работе. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный и продуктивный характер.
Несмотря на трудности освоения, часть учителей-предметников уже использует компьютер для подготовки к урокам, но еще недостаточно, очень мало. И причин здесь несколько, в том числе и отсутствии компьютеров на рабочем месте в учебном кабинете, и в очень малой гибкости предлагаемых учителю информационных продуктов выпускаемых на дисках. Учителю важно адаптировать любой материал под особенности своей работы, под программу, в рамках которой работает, под особенности детей, обучаемых в этом году, и в этом классе. Конечно, достойна уважения продуктивная работа любого учителя независимо от того, какие технологии в своей работе он использует, поэтому оставим за учителем право выбора как, в какой мере, в каких направлениях использовать информационные технологии. Ведь все, даже самый сложный путь, можно преодолеть, если на человека не давят, если можно пройти его по ступенькам от простого к сложному, если у учителя есть четкая задача и доступные средства ее решения.
Сегодня, когда идет создание информационного общества, можно говорить о том, что развитие ИКТ-компетентности обучающихся, в большей степени зависит от сформированности информационно-образовательной среды образовательного учреждения. В центре этой среды должны находиться обучающийся, учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования и родители школьника.
Из выше сказанного следует, что цель педагогического корпуса: добиться сформированности информационно-образовательной среды образовательного учреждения, добиться от учителей целенаправленной интеграции ИКТ в образовательный процесс, эффективного включения ЭОР, а также возможность формирования собственных образовательных коллекций.
Для организации подобной работы необходимо использовать разнообразные Интернет-ресурсы в которых особое внимание уделяется инициированию создания творческих групп учителей школы - добровольной команды единомышленников по формированию общественной поддержки интеграции ИКТ в образовательную деятельность школы. Данная точка зрения связана с тем, что осуществить серьезную работу по введению стремительно развивающихся ИКТ в образовательный процесс школы одному или двум человекам не под силу, необходимо формировать команду единомышленников, пропагандирующих положительный опыт интеграции ИКТ в образовательный процесс и осуществляющих взаимодействие с коллегами из других школ на этой почве.
Таким образом, анализируя различные исследования, посвященные вопросам формирования и развития ИКТ-компетентности, можно сделать вывод, что для успешной реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников просто необходимо обеспечить поэтапное развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника.
На первом этапе происходит формирование базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагога-тьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой ИКТ-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся, иными словами – осуществить интеграцию ИКТ в образовательный процесс школы.
На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом (под процессом консультирования будем понимать «любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечая за выполнение задачи, помогает тем, кто ответственен за это»).
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.
Поэтапная организация повышения квалификации учителей-предметников предполагает развитие их ИКТ-компетентности, динамика структурно-содержательных характеристик которой представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-компетентности учителей-предметников
|
Базовая ИКТ-компетентность (пользователь)
|
Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор)
|
Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант)
|
Корпоративная ИКТ-компетентность (исследователь)
|
Мотивационно-ценностный компонент (отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе)
|
Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном процессе
|
Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся
|
Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ
|
Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желание быть активным участником сетевых педагогических сообществ
|
Когнитивно-операционный компонент (выражаетстепень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе)
|
Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office, использование интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности
|
Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки слушателей
|
Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия
|
Информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ
|
Рефлексивно-проектировочный компонент (говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения)
|
Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКт)
|
Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ
|
Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных использованием ИКТ
|
Умение анализировать пролблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения, владение навыками командной рефлекции
|
Спасибо за внимание!
|